Цветок крови — гвоздика

С романтической точки зрения мы рассматривали гвоздику в предыдущей статье, а теперь настало время посмотреть на нее всерьез со страниц истории.

легенды о гвоздике
Гвоздика

Ярко-пунцовый — цвет гвоздики напоминает цвет крови. И на самом деле, история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная c греческого мифа, повествующего об его происхождении.

Однажды богиня Диана возвращалась очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели жизнерадостную песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей ни минуты покоя, но исправить содеянное уже поздно.
Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится похожее на зрачок пятно) совершенное злодеяние, а своим цветом — невинно пролитую кровь.

Таким образом вступила гвоздика в историю человечества. Дальнейшая ее история соответствует началу.

Особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится ко временам Людовика IX Святого, когда этот король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В то время среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве, цветке. Его красивая окраска, его сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно.
Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевших. И — о, удивление! — настой оказывается во многих случаях целительным, и чума начинает как будто немного ослабевать. Однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX вскоре умирает от чумы.
Возвратясь на родину, обожавшие своего доброго короля, крестоносцы приносят с собой на память о нем и его гвоздику, которая с этой поры становится во Франции одним из любимейших цветов. Однако ее целебность они приписывают не свойствам самого растения, а святости Людовика IX, вскоре после этого (1297 г.) Папа причисляет его к лику святых. По этой же причине, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т.е. божественный цветок.

Проходит несколько столетий, и гвоздика снова появляется в истории Франции. На этот раз она является любимым цветком Великого Конде (Людовика II Бурбонского) — знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649 г.).
Будучи заключен благодаря интригам кардинала Мазарини, в Венсенскую тюрьму, Конде, не зная, что делать, занялся здесь садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними, с такою любовью растил, что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Цветок этот заменил ему здесь отсутствующих друзей и сделался единственным утешителем.
Современница Конде французская поэтесса м-м Скюдери, посетившая его как раз в это время в темнице и бывшая свидетельницей того, как он лелеял эти цветы, написала на память об этом следующие строки: «При виде этих гвоздик, которые славный воин поливает своей победоносной (выигравшей столько сражений) рукой, вспомни, что и Аполлон строил стены, и не дивись видеть Марса садоводом».
Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: «Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!»
С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит.
Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это страшное время цветок тот носит название гвоздики ужаса (oeillet d'horreur).

В это же время он получает особое значение и среди крестьянского населения Франции.
Букетиками из таких гвоздик оделяют теперь крестьянские девушки отправляющихся на войну парней своих деревень, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться победителями и невредимыми. Да и сами — как молодые, так и старые — наполеоновские солдаты верят в чудодейственность этого цветка и бережно хранят его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Много таких букетиков находили потом на полях битв на груди храбрецов, которым не суждено было более увидеть своей родины!

Понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны — как в народе, так и в войске — с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал даже цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой — ту любовь, которую питал к ней французский народ.
Гвоздика пользовалась во Франции еще любовью и у бедного короля Рене, который будучи лишен Людовиком XI своего отцовского наследия — герцогства Анжу, удалился в город Экс в Провансе и занялся там разведением гвоздики. Начатая им здесь культура этого цветка так увлекла впоследствии многих граждан городка, что очень долго, несмотря на то, что протекли с тех пор целые столетия, город Экс славится своими гвоздиками.

Гвоздика была любимым цветком и тщеславного герцога Бургундского, внука Людовика XV, который в юные годы мнил себя великим садоводом. Этому самомнению много  содействовал, как говорят, один из придворных льстецов, который каждый раз, как этот принц сажал гвоздику, в ту же ночь заменял ее гвоздикой в полном цвету и уверял, что принц обладает таким магическим влиянием на природу, что посаженное им растение развивается в одну ночь.
И как ни странно это может показаться, принц был настолько ослеплен своим величием, что вполне верил этой басне...

Наконец, сроднившись с орденом Почетного легиона, красная гвоздика в 1815 году, когда наступает вторая реставрация, изменяет свое значение и становится эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избирают своей эмблемой — белую гвоздику.
Это избрание эмблемы становится, конечно, предметом постоянных кровавых столкновений между сторонниками той и другой партии, которые кончаются часто очень печально.
Примером может служить история несчастного молодого Сен-При, пажа Людовика XVIII.
Однажды он приехал в гости к своей тетке, статс-даме герцогини д'Ангулем, без всякой гвоздики.
«Как, ты не носишь никакой эмблемы? — спросила она его с усмешкой, — разве ты боишься бонапартистов?»
В это время как раз входила герцогиня д'Ангулем. Услышав эти слова, она сказала: «Упреки Вашей тетушки несправедливы. Я знаю, что Вы, г-н Сен-При, как Баярд , — рыцарь без страха и упрека и преданы нам всей душой».
И говоря это, она взяла из находившегося тут же букета белых гвоздик одну и воткнула ее в петлицу Сен-При.
«Глубоко тронут вниманием Вашего Высочества, — отвечал, кланяясь, Сен-При, — можете быть уверены, что я докажу, что Вы правы».
Вечером, гуляя на бульваре вместе с несколькими товарищами с подаренной ему белой гвоздикой в петлице, он повстречал группу офицеров-бонапартистов, имевших в петлице красную гвоздику.
«Очень маркий цвет, господа, вы носите», — говорит дерзко один из них. «Да, правда, слишком маркий, чтобы вы могли его носить», — отвечает Сен-При.
Моментально завязывается ссора. Офицер выхватывает свою шпагу, Сен-При — свою. Шпаги скрещиваются, и начинается поединок.
К несчастью, офицер, вызвавший ссору, оказывается известным бретером, и молодой Сен-При, несмотря на всю свою отвагу, не в состоянии долго ему противиться.
Пораженный прямо в грудь, он падает на землю как раз в то время, как подбегает военный патруль, чтобы разнять их.
Заметив солдат, офицеры разбегаются, оставив Сен-При одного.
Поднятый своими товарищами, раненый Сен-При был положен в карету и отвезен в училище.
Случайно в то время, как его подвозили к училищу, проезжала мимо и его тетка с герцогиней д'Ангулем.
Не заметив его бледности, но видя на груди окрасившуюся от залившей ее крови в красный цвет гвоздику, она воскликнула:
«Стыд, стыд! Негодный, он нас срамит, он носит красную гвоздику!». «Да, сударыня, — отвечает слабым голосом Сен-При, — красную, но по-прежнему чистую; она окрашена моей кровью».

«Боже мой, — говорит, заметив кровь, растерявшаяся герцогиня, — да ведь он ранен; бедное дитя, это я его убила!..»
В тот же вечер паж скончался, выразив перед смертью желание, чтобы в гроб ему положили и убившую его гвоздику...
И таких сцен в это время было много. Такова роль гвоздики в истории Франции.

В Италии очень любили гвоздику. В гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко есть изображение этого цветка. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов.
Долгое время после этого о нем ничего не было известно; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный.
Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели.
Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их.
Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело.
Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось.
Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве — о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина.
И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.

Красная гвоздика постоянная спутница революционных событий, ей выпала честь — стать символом свободы и правды, отваги и революционного горения. С помощью красивого цветка поддерживались конспиративные связи, назначались демонстрации.
В главном парке столицы Мексики Мехико постоянно лежат букеты пунцовых гвоздик у подножия памятника "Нинос Гароес», поставленного в честь маленьких героев крепости Чапультепек . В прошлом столетии под стенами крепости шли ожесточенные бои мексиканцев против завоевателей, пытавшихся овладеть столицей . Взрослые и дети стояли насмерть .
И когда возникла опасность пленения, даже маленькие дети предпочли смерть позорному плену.
Пламенем пылают гвоздики у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже, напоминая потомкам о подвиге
героев Парижской коммуны.

В дни империи нашей великой
Путы тьмы разорвавший народ
Видел в пламени алой гвоздики
Долгожданной свободы приход

писала поэтесса Луиза Мишель .
Не гаснут кpacныe гвоздики у памятника Герцену в Ницце и на могиле Маркса в Лондоне.
Зубы белые , белые — Белоянис смеется. И гвоздика в его руке — как слово, которое людям сказал он в дни мужества и позора », писал в 1952 году после казни греческого героя Назым Хикмет. А в 1967 году пригласительным билетом на выставку скульптуры в Афинах был кусок гипса, украшенный кроваво-красной гвоздикой. Гипс как бы напоминал о словах фашиствующего руководителя греческой военной хунты: «Греция больна, мы положили ее в гипс, она останется в нем, пока не излечится» . И как гневный протест против подобных высказываний на выставке экспонировались десять композиций из гипса и колючей проволоки, через которые прорастала гвоздика, провожающая в последний путь Никоса Белояниса и устилающая сегодня огненным ковром его могилу .

С гвоздикой в петлице выступал перед гамбургскими рабочими Август Бебель; трибуна, с которой произносил он свою пламенную речь, была украшена свежими гвоздиками.

С первых дней Октября не гасли гвоздики у монументов в память революционерам, у памятников отдельным героям и на братских кладбищах.

«Красная гвоздика — спутница тревог,
красная гвоздика — наш цветок»,
поется в песне на стихи Льва Ошанина.

Легенды о цветах

Мастер-классы по цветам

Супер-штучки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *